bocharoff (bocharoff) wrote in muz_otvet,
bocharoff
bocharoff
muz_otvet

Categories:

Duck Side of the Moon

Шутки шутками, а до меня лишь сейчас случайно доперло, что мы используем тезис о миллионе ремастерингов "The Dark Side of the Moon" как анекдот, но ни разу не обсуждали на полном серьезе.



На самом деле почти все, что можно было обсудить в контексте качества переизданий самого знатного альбома Pink Floyd, в ИнтерНете перетерто миллион раз. Но в основном на далеких англоязычных ресурсах и далеко не всегда в "перетирании" участвовали люди, чьему мнению мы можем доверять.

При желании ты можешь почитать вот эту сводку по цифровым ремастерингам Pink Floyd. У меня есть к этому ресурсу несколько вопросов и замечаний, но они не носят жизненно важного характера, так что бог с ними. Еще там не хватает последних раздутых мега-юбилейных релизов, но - признаться - ничего особо хорошего об их качестве звука я не слышал.

Можно обойтись и без чтения каталогов и таких аудиофильских форумов а получить краткую выжимку по ключевым моментам. Вот это здесь сейчас и будет сделано.

* * *

Самый первый цифровой трансфер "The Dark Side of the Moon" для тиража компакт-дисков был сделан весной 1983 года в Японии (другие страны на тот момент еще не освоили требуемые технологии). Японское подразделение EMI отпечатало тираж на заводе CBS/Sony, хотя на лейбле стоит метка "Продукция Toshiba". Полный бардак, конечно, без бутылки саке не разберешься.

Но это еще не все. Этот первопресс был отпечатан по совсем допотопной технологии использования частотной коррекции (т.н. pre-emphasis). Потому на многих CD-плеерах и в компьютерных медиа-плеерах этот диск воспроизводится некорректно - с частотным сдвигом вверх.

Несмотря всю эту катавасию, данный релиз с номером CP35-3017, зовущийся в народе "черным треугольником" (Black Triangle) из-за рисунка на самом диске, слывет лучшим по звучанию тиражом "The Dark Side of the Moon". И аналогично несколько экспортных тиражей с тем же мастерингом для Британии, США и Австралии.

Казалось бы вопрос исчерпан? Если бы.

В 1986 году Британский EMI сделал свой первый ремастеринг альбома на его исторической Родине, и этот мастеринг был разослан по другим странам и континентам. Японцы использовали его для тиража 1986 года, но - и это дико бесит собирателей - использовала тот же дизайн, маркировку и каталожный номер, что и первопресс 1983 года!

Отличить японский тираж 1983 от 1986 года (которые - как я уже писал - используют абсолютно разные мастеринги) можно лишь вскрыв коробку и рассмотрев маркировку матрицы на диске. В допечатке после номера матрицы стоят символы "TO", которых не было в оригинале. И в этом тираже уже нет никакой корректировки pre-emphasis.

Впрочем, если тебе не повезло, и на твоем диске маркировка "TO", это еще не повод впадать в отчаяние - это далеко не худшая версия альбома. Правда, буквы "TO" снижают коллекционную стоимость релиза раза в четыре.

В 1989 году масла в огонь подлил самый спорный релиз - Ultradisc от Mobile Fidelity Sound Lab (1989). Одни специалисты уверяют, что это самый первый CD-мастеринг "The Dark Side of the Moon", сделанный с оригинальной мастер-ленты. Другие эксперты говорят, что это не так, и в реальности это просто более халтурная и правленная эквалайзером версия первого японского мастеринга (я в этом по ряду причин сомневаюсь).

Как бы то ни было, по звуку все упомянутые мастеринги отличаются очень сильно. Это первое что тебе надо знать. И второе - все дальнейшие ремастеринги (всего их в реальности 12 или 13) как правило деградировали по качестве в сравнении с ранними тиражами, последние версии слушаются слегка разболтанными.

Потому основные споры в среде аудиофилов проходят на предмет - выбрать ли "Black Triangle" в качестве референсного образца, выбрать ли MFSL версию, или же какой-то из других тиражей того времени - да хотя бы "Black Triangle TO".

Прикол в том, что самый первый "Черный треугольник" звучит не то, чтоб лучше или хуже. Он звучит сильно иначе, чем остальные тиражи. В нем общая тональность сильно смещена вверх, что для слуха многих людей конечно приятней, к тому же как следствие и бас звучит живее, динамичней, и вокал попал в более "рельефную" зону.

Но у человека привыкшего мыслить логически тотчас возникает вопрос - а почему тогда все остальные, следующие версии не сделали так же? Вот это одна из самых неразрешимых загадок современного мироздания. Можно предположить, что "Черный Треугольник" звучит в самом деле неправильно. Там и мастеринг делался точно не с мастер-ленты (этот факт никто не оспаривает), и все эти замуты с pre-emphasis не добавляют уверенности в истинности наблюдаемой картины. С виниловым первопрессом тут сравнивать почти бесполезно - в виду принципиально разного характера аппаратуры.

С другой стороны, говорят (я сам доказательств не видел), что звукорежиссер "The Dark Side of the Moon" Алан Парсонс считает "Черный треугольник" наиболее верной реализацией альбома в цифре.

Проще слушать тебе самому. Лично я мастеринг 1983 года одобряю всеми фибрами и чакрами, но на некоторых системах он начинает играть перекошенно, и тут как раз хочется более тяжелого и темного саунда MFSL.

Вот тебе четыре версии одной и той же песни, разомни свой слуховой аппарат*.

1983 - The Great Gig in the Sky [Black Triangle]
1986 - The Great Gig in the Sky [Black Triangle TO]
1989 - The Great Gig in the Sky [MFSL]
2003 - The Great Gig in the Sky [30th Anniversary]

*
 хотя для чистоты эксперименты лучше, конечно, lossless на торрентах брать, а не эти mp3 по кругу гонять.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments